Если принять во внимание богатства, которыми благодетельная природа одарила в такой огромной мере человеческий род, и понимание или разум, который она ему дала, чтобы этот разум служил человеческому роду орудием и руководителем, невозможно допустить, что судьба человека — быть несчастным на этой земле. И все же во все времена и во всех странах история являет нам только смуты и беспорядки, пороки и преступления, войны и революции, казни и резню, катастрофы и бедствия. Но если эти пороки и несчастья не являются следствием воли природы, то приходится искать их причину в другом месте. Не заключается ли эта причина в плохой организации общества? И не является ли коренным пороком этой организации неравенство, которое служит ее основой? Что касается нас, то чем больше мы изучаем историю, тем более глубоко убеждаемся, что неравенство есть причина, порождающая нищету и богатство, все пороки, проистекающие из первой и второго, жадность и честолюбие, ненависть и зависть, раздоры и войны всякого рода, одним словом — все зло, которое угнетает отдельных людей и нации. Но когда мы серьезно и страстно углубляемся в изучение вопроса, каким путем общество может быть организовано как демократия, т. е. на основах равенства и братства, мы приходим к выводу, что эта организация требует и влечет за собою общность имущества. Мы придерживаемся убеждения, что прогресс промышленности сделает общность более осуществимой, чем это было возможно прежде, а нынешнее безграничное развитие производительной мощности при посредстве пара и машин может обеспечить равенство избытка, и никакая другая социальная система не Предисловие ко второму изданию является более благоприятной для усовершенствования изящных искусств и всех разумных наслаждений цивилизации. В первой части мы рассказываем, описываем и показываем великую нацию, организованную как общность: мы выводим ее в действии в самых различных положениях; мы ведем наших читателей в ее города, деревни, села, фермы; мы показываем им шоссе, дороги, каналы, реки, ее дилижансы и омнибусы, ее мастерские, школы, больницы, музеи, общественные памятники, театры, игры, празднества, развлечения, политические собрания; мы объясняем организацию снабжения пищей, одеждой, жилищем, обстановкой, указываем основы брака и семьи, организацию воспитания, лечебного дела, труда, промышленности, сельского хозяйства, изящных искусств и колоний; мы изображаем избыток и богатство, изящество и великолепие, порядок и единение, согласие и братство, добродетель и счастье, являющиеся неизбежным результатом общности. Впрочем, общность, как и монархия, как и республика, как и сенат, поддается бесконечному ряду различных организаций; ее можно организовать с городами или без городов и т. д. и т. п., и мы вовсе не претендуем на то, что мы с первого же раза нашли самую совершенную систему для организации большой общности. Мы хотели только представить пример, чтобы показать возможность и полезность системы общности. Путь открыт. Пусть другие представят лучшие планы организации, лучшие образцы! Кроме того, нация сможет вносить свои поправки и усовершенствования, как и следующие поколения, в свою очередь, смогут изменить и еще более усовершенствовать всю систему. Во второй части мы указываем, как может установиться общность, как великая и старая нация может превратиться в общность. Мы искренно и глубоко убеждены, что такое превращение не может быть осуществлено сразу, путем насилия и принуждения, что оно может совершаться только последовательно, постепенно, путем убеждения, показа, общественного мнения, национальной воли. Мы изображаем переходный порядок, который представляет не что иное, как демократию, принявшую принцип общности, применяющую немедленно только то, что пригодно для немедленного применения, подготовляющую вместе с тем последовательное осуществление, воспитывающую первое поколение для общности, обогащающую бедных без ограбления богатых, уважающую приобретенные права и привычки существующего поколения, но уничтожающую без замедления нищету, обеспечивающую всем труд и существование, дающую массе счастье в труде. Третья часть содержит резюме принципов коммунистической системы. |
|